Эту повесть я услышал от экскурсовода-узбека (а может - таджика, туркмена или ещё кого: я не спрашивал), в конце 80х в Бухаре, куда занёс меня ветер странствий.
Она была исполнена (иного слова не подобрать), после наших многочисленных просьб рассказать нечто "этакое".
Просьба та была вызвана не только любопытством, но и тяжким впечатлением, что произвело на нас зрелище засолённых хлопковых полей, что видели мы по пути из Ургенча в Бухару.
читать дальше
И уж коли теперь причины того бедствия перестали быть государственным секретом - стОит снова напомнить о них, дабы всяческие "радетели СССР-2.0" вспомнили о том, что нынешнее убожество Средней Азии (и не только её!), вызваны как раз деяниями той самой "родины коммунизма", о коей вновь ностальгируют, а зря!
Зря - потому, что трудно найти державу, столь разрушительно поступившую и с землёю своей, и с народом, её населяющим. И если народ "при Союзе" страдал в основном от уродской уравниловки и прямой тирании "вождей", то землю загубили как раз "мечтатели о новом мире", что непродуманно внедряли свои прожекты, не желая считаться ни с голосом критиков, ни с самими законами природы.
В случае Средней Азии всё было просто и страшно. Это - бессточная территория, возникшая на месте древнего океана Тетис (Арал и Каспий суть его останцы). Океан схлопнулся миллионы лет назад из-за движения материков, но соль его никуда не исчезла: она оказалась погребена под почвой и, вследствие сухого климата да нанесённого ветром грунта - оставалась там, пока...
...Пока сверху не начали в изобилии лить воду! Это стало возможно после прорытия Каракумского Канала. Если действовать по уму - следовало организовать капельный полив: и безопасно, и экономно. Однако "партийные и советские бонзы" не признавали вдумчивых решений: лишь "пятилетку за три года"... Да и пресловутый государственный план "на коленке не переделать": что запланировано - то и исполняем, а иначе - прощай, карьера, премии, тринадцатая зарплата, казённая дача и, страшно подумать - квартирная очередь! Потому, игнорируя науку, действовали нахрапом, изобильно разливая воды на поля.
И результат не замедлил явиться: земля промокла до нижнего, солёного слоя, по мере высыхания поверхности рассол двинулся наверх, а дальше... А дальше горе-поливатели очутились в ловушке: единственный способ возделывать такую землю - промыть от соли перед посевом и так - каждый год. Воды для этого надо - немеряно, но если не промыть - будет то, что мы и видели: сияющее до боли глаз соляное зеркало от горизонта - до горизонта, а на нём - какие-то чёрные тычки: мёртвые стебли хлопчатника.
...Вот и мыли, пока было чем. По ходу дела - воды понадобилось столько, что до Аральского моря реки Амударья и Сырдарья не доходили: всё разбиралось на поля, от того Арал и усох. Да кабы только усох... местность-то - бессточная, а стало быть - вся вымытая из почвы соль плюс химикаты с удобрениями (которые каждый год вносились, а потом вместе с солью - вымывались), стекали в Арал - и если есть где на Земле "море ядовитое" - так это там... Небось, кое-где и природные месторождения дуста имеются...
И что самое обидное - теперь не сделать с этим ничерта! Ну, разве что почву новую постелить: промытый ил со дна океана, например... Вот только ни ныне, ни в обозримые года проект такой не то, что Средняя Азия - весь мир поднять не сумеет, а пока... плохо пока, ибо, как говорили у нас: "розлити гній й свиня може - а назад зібрати - пів-села не зможе", либо, ежель без поэтики - "насрать - не нарисовать"...
...В общем: спрашивали мы у экскурсовода: чего это было, он, как мог, объяснил, в подробности не вдаваясь, а потом, обронил фразу: "однажды так уже было". И вскоре, сдавшись перед нашим упорным любопытством, рассказал: когда и как.
Я до сих пор отчётливо помню ту ночь: мы сидим в саду посредь турбазы, над нами с тихим шелестом летают бабочки-бражники да летучие мыши, а экскурсовод наш, пристроившись под деревом да испив чаю, важно ведёт старинный сказ, от того кажась не парнем двадцати годов, а самым что ни на есть древним аксакалом...
Он честно силился придать своему повествованию стихотворную форму, что не особо получалось - и не потому, что трудно на лету переводить с узбекского на русский. Исходный текст, как объяснил он, если и был - затерялся в веках и каждый сказитель рассказывает легенду по-своему, а посему и я не погрешу перед традицией, передав былину своими словами.
Единственное, что я добавил "от себя" - виртуальный рассказчик, но это - лишь "реализма ради". Ведь ещё тогда, в ту ночь, мне казалось: в былые дни легенду ту повествовали не у домашнего дастархана - а у костра в пустыне, и не празднетства ради - а в тяжкую, а то и горькую годину... в общем - встречайте!
*****
- Ата, скажи, что забыли мы в месте недобром сим?
Не раз я слыхал - стороной обходить следует красный такыр.
В таким местах не родится хлеб, вода под землёю горька.
А ночью, по слухам, джинны до смерти замучить грозят ходока!
- Всё верно, не место страннику здесь, и спать тут вовсе не след.
Да только куда податься ещё, коль двое нас: малый да дед?
Горька участь беженца, а особливо - когда в мире ладу нет: Красные, белые да басмачи - всем им накрывай обед!
А нечем - так могут ведь и убить, а ежель и не убьют -
Зарежут барана, осла да козу - и с голоду смерть призовут.
Дорога нам в Персию: может, там сумеем мы избежать
Разора с позором, из-за чего отец твой погиб и мать.
Нем нече боятся - а таковых обходит и сам Шайтан!
Тем паче - в месте прОклятом сим, земля где красна от ран...
- Но кто здесь ранил землю, ата? Кто сгинул - и что говорят?
- Здесь сгинули люди - как и везде, прежде построив ад.
Когда-то очень давно отсель, народ жил - и тут и там.
В те дни не родились Пророк и Иса - и даже сам Авраам.
Богато жил он: имел поля, арыки и медь из земли,
По три урожая за год, поверь, земли эти несли!
И был тот народ доблестней всех! И потому с давних пор
Сердце лежало у девы к ним - дочери Владыки Гор.
То был не батыр - а как есть джинн! И власть имел он имел над всем,
Что ветер даёт: тучи да дождь, молнии, гром и смерч.
И вот однажды влюбилась дочь Властителя горных ветров
В батыра, что был средь здешних парней первым из удальцов.
Влюбилась, в кишлак к нему пришла - и стали жить-поживать
И - благословили их в том отец батыра, братья и мать
И - джин могучий, её отец, Владыка горных ветров
Который, хоть был и грозен подчас, но к людям - не суров.
И очень скоро узнали все - та дева подчас могла
Такое, что и неведомой силе припишет вряд ли молва.
Мог камень сухой под её рукой цветы да фрукты несть
Мог стать кремень - медью, песок - землёй, а глина - яблоней цвесть!
Кто болен аль ранен - того она целила хоть с смерти одра!
И тучи гоняла - чтоб дождик несли: сегодня, а не вчера
Тогда, когда надо! И с ейеых трудов расцвёл ещё боле край
И страннику стал он напоминать Эдем аль небесный Рай.
Да всё было мало народу тому и, деву благодаря,
Принялись они в дальни-страны ходить, рабов оттуда гоня.
Она: "негоже людей чужих свободы да счастья лишать
С вершины горы они - как и вы, хоть разная у вас мать"
А ей: "что за дело тебе до них: разбойники, нищие, сброд,
Вот кто они: на дикАре дикарь да на уроде - урод!
В былые дни обижали нас, разор повсюду творя...
...Ой, бронза кончается для мечей - уж сделай, просим тебя!
...И бронзу и брони, мечи да щиты, да злато и серебро,
Деревья, инжир, за стадами стада - чем больше - тем лучше добро!
А главное - много-много воды и - до горизонта поля
Что было невольникам где спину гнуть да умирать зазря!
Теперь батыр да его родня и прочие в племени том
Скорее дерьмом измажут себя - чем добрым людским трудом!
Невольники лишь гнут спину на них, а этим - лишь пить да жрать,
Да новых невольников из дальних стран заместо умерших гнать!
А жадность всё гложет, жадность хотит чего и на свете нет!
И вот однажды батыр с роднёй пред девой держали совет:
"Негоже нам вроде прочих людей в ночи, в темноте блуждать
Пусть жёнка твоя Солнцу прикажет неба не покидать!
- Так не бывает! - воскликнула дочь Владыки горных ветров
- Солнце не может светить лишь одним - от самых давних веков!
Оно - для всех, и никто ему в пути его не указ!
А если путь ему заступить - погибель того ждёт тотчас!
- Не хочешь? Боишься? Аль жалко тебе неведомый чуждый народ?
- И - жалко. И - страшно. И - не хочу. А главное - хватит невзгод,
Что вы, заручившись силой моей, по свету поразнесли!
Сами - в злате да серебре, а раб - как кусок земли...
- Довольно! Не будет больше того! В злодействе я вам не родня!
Отныне вновь лишь на добрый труд будет помощь моя!
"На труд?! - вскричали батыр да родня, и в чёрную ярость впадя
Деву убили, прежде чем та смогла защитить себя.
А после, таясь, аки тать в ночи - за кишлаком погребли
Но как солнце встало - явился там от неба и до земли
Смерч чёрный, джинн древний, девы отец - Владыка горных ветров.
На грохот сбежались все люди те - а джинна ответ был таков:
- За дочку вам мстить не стану я - таким, как она, смерти нет,
А вот за разбитое сердце её... впрочем, не в том мой ответ:
Она обещала вам помогать во всём, везде и всегда?
Ну что ж, извольте, исполню я то, в чём ваша воля была:
Пока будет жив хоть один из вас - солнце здесь не зайдёт
Ни днём, ни ночью: примите свет, а если - наоборот...
Не выйдет! Покуда небесный огонь над вами будет сиять
Любая дорога обратно вас станет сюда возвращать!
Сказал - и исчез. И деву - с ним из могилы ввысь вознесло.
Народ в страхе обмер, ну да потом решил: ладно, мол, пронесло...
Меж тем время к ночи - а ночи нет, сияет солнце с небес
И также - завтра, чрез день, чрез два - и вскоре сады и лес
Поля да луга, колодцы, ручьи - иссохли на лютом жару,
Подохла скотина, листва да кусты - что кости на буйном пиру -
Просыпались наземь. И - некуда бесть: дороги скрутились в юлу,
Лишь пред рабами спрямлялись пути - и разбежались они
А что ж до батыра да их родни - в плену оказались они.
Им бы покаяться пред Творцом - ан нет, разучились они
И меж собою начали спор: такой, что спаси-сохрани!
- Я знаю, лишь ты во всём виноват! - Нет, ты, та идея - твоя!
Вцепились друг друга - и жилы порвали, и кровь из них в три ручья
На землю лилась: покраснела земля, растрескалась и умерла
Как те, что её осквернили, верша проклятые, злые дела.
С тех пор прошла не одна тыща лет - но каждую ночь с тех пор
Воют здесь призраки, проклиная волю Властителя гор
Дочь воскресил он - но с этех времён не любит она людей
То бурю нашлёт, то мор, то мороз, а куда - ей с гор завсегда видней...
Что ж до земли... ожидает земля того, кто в немалых трудах
Подымет её... но когда то грядёт, ведает только Аллах...
Меж тем уж рассвет: пойдём, внучек мой, пойдём лучшей доли искать
...Быть может - как раз тебе суждено с проклятьем тем совладать...
Отправлено из приложения Diary.ru для Android
Легенда о дочери Владыки горных ветров
Эту повесть я услышал от экскурсовода-узбека (а может - таджика, туркмена или ещё кого: я не спрашивал), в конце 80х в Бухаре, куда занёс меня ветер странствий.
Она была исполнена (иного слова не подобрать), после наших многочисленных просьб рассказать нечто "этакое".
Просьба та была вызвана не только любопытством, но и тяжким впечатлением, что произвело на нас зрелище засолённых хлопковых полей, что видели мы по пути из Ургенча в Бухару.
читать дальше
Отправлено из приложения Diary.ru для Android
Она была исполнена (иного слова не подобрать), после наших многочисленных просьб рассказать нечто "этакое".
Просьба та была вызвана не только любопытством, но и тяжким впечатлением, что произвело на нас зрелище засолённых хлопковых полей, что видели мы по пути из Ургенча в Бухару.
читать дальше
Отправлено из приложения Diary.ru для Android